Банкоматный кризис в сахалинских селах решат ритейл и "Почта России"
В думе Сахалинской области состоялось очередное заседание рабочей группы, посвященное
доступности банковских услуг и современных платежных технологий жителям отдаленных населенных пунктов.
Вопрос это неновый — с переходом доходов (пенсии, зарплата в бюджете, социальные выплаты и так далее)
в безналичный формат история с "где взять налички, чтобы купить дров" становится только напряженнее.
Ответом, который сегодня предлагают кредитные организации, становится кооперация с небольшим
сельским бизнесом ("Сбербанк") и расширение перечня услуг, оказываемых в почтовых отделениях ("Почта Банк").
При этом, заметил руководитель сахалинского управления ЦБ Владимир Апанасенко, развитие банковского
сервиса и расширение доступа к услугам пожилых сахалинцев ставит перед властями еще одну проблему —
финансовую грамотность подавляющего числа граждан, которые в хитросплетениях происходящего на счетах
разбираются из рук вон плохо.
Владимир Апанасенко
Банкоматов всем желающим в Сахалинской области не хватает — об этом было известно еще в марте. И ставить их в удаленных и небольших населенных
пунктах никто не собирается — слишком сложна финансовая логистика, слишком мал оборот. Выходом
из банкоматного кризиса, рассказала представитель островного отделения "Сбербанка" Наталья Лейдман, станет
дружба с местными магазинчиками, или, по-высокому, "сельским ритейлом". Система выглядит так: с торговой
точкой заключают договор, устанавливают онлайн-кассу, после чего посетители могут не только расплатиться
безналичным способом, но и снять немного денег на сиюминутные расходы.
Артем Круглик и Наталья Лейдман
— В селе Ясном миллиардов в кассе нет и миллионов нет. Но житель пришел купить хлеб, спички,
молоко и снять две тысячи — вот об этом сервисе идет речь, — объяснила депутатам Лейдман. К 1 июля
по подобный сервис будет стабильно доступен в 6 населенных пунктах: Ясном, Молодежном, Буюклы, Рощино и Вале
и Ныше, еще в четырех — Арги-Паги, Кировском, Соловьевке и Горячем Пляже идут более-менее активные
переговоры. В первом полугодии, рассказала представительница "Сбербанка", планируется наладить только
выдачу наличных денег, а во втором займутся внедрением дополнительных операций: внесением на счет
и переводами.
Второй механизм насыщения сел наличными — отделения "Почты России". Эти заведения уже несколько
лет служат домом для целых магазинов универсального профиля, а сегодня стали также приютом для созданного
в 2016 году "Почта Банка". Так что, рассказал представитель организации Евгений Остапенко, получить наличные
или провести какие-то простейшие операции можно без преувеличения в любом почтовом отделении — где-то
развернуты мини-банки с отдельными сотрудниками, где-то весь функционал в свободное от посылок время берут
на себя штатные работники. В любом месте, где есть почта, резюмировал он, автоматически есть и банк.
Евгений Остапенко
Обсудили и некоторые более локальные вопросы — с банкоматом в Северо-Курильске, где он есть,
но стоит в отделении, а значит, работает только 5 дней в неделю. Поставить уличный, заметила Лейдман,
пытались, но устройство было повреждено при транспортировке. Восстановить его попытаются, но а пока,
по примеру Синегорска, готовы "поиграть графиком работы" отделения. Чтобы оно открывалось и закрывалось
так, как удобно местным жителям.
Впрочем, заметил представитель ЦБ Владимир Апанасенко, доступность услуг не снимает проблемы
отсутствия финансовой грамотности. Порой незнание прав, правил и подводных камней банковских операций
толкает людей на на самом деле тяжелые ситуации. Со своей стороны регулятор старается ограничивать
процентные ставки, запрещает "обдирать" кредитующихся в микрокредитных организациях, проводит
просветительские мероприятия (119 в 2018 году).
Но глобально проблема все еще остается достаточно острой — даже депутаты, под улыбки зала
поделился опытом Александр Болотников, порой снимают 100 рублей с комиссией в 100 рублей.